История техники "Эгломизе"

Техника «Эгломизе» вошла в моду во Франции во второй половине XVIII века

и оставалась популярной вплоть до последней четверти XIX века, в том числе и в России.

 

Популяризировал ее Парижский рисовальщик и изготовитель рам Жан Батист Гломи. Считалось что он первым применил особую технику росписи по стеклу и его золочению сусальным золотом и серебром.  Техника людям пришлась по душе и ее стали применять в совершенно разных направлениях декоративно-прикладного искусства, начиная от простых памятных силуэтов в медальонах, заканчивая вставками в мебель и целыми картинами. 

Особенной популярностью в XVIII-XIX веках пользовались выполненные

в такой технике миниатюрные силуэты, фон был полностью позолочен,

а рисунок выполнен краской или в гравюрной манере.

 

На этих портретах гравюрную манеру мы можем увидеть в оформлении декора. Такие же миниатюры могли быть вставлены в медальоны, часы, табакерки и т.д. 

Сама же техника обрела своё название по имени Жана Батиста Гломи, сначала Гломизе, а потом и Эгломизе.

 

Суть эгломизе в том, что листы сусального золота наносили на оборотную сторону стекла, полностью или частично закрывая фон. Далее либо гравировали на золоте рисунок с помощью тонкой иглы, либо расписывали красками не позолоченные фрагменты.

 

Трудность этой техники в том, что все рисунки наносятся с оборотной стороны стекла, поэтому с лицевой стороны изображение получалось как бы зеркально отражённым. Это обязательно нужно учитывать, особенно если речь идет о надписях. 

Также в этой технике создавались городские пейзажи, где небо было написано краской,

а архитектура была позолочена и выполнена в гравюрной манере.  

Примером служит работа Иогана Вильгельма Готфрида Барта первой четверти XIX века с оригинала Б. Патерсена около 1801 г. Здесь изображен Михайловский замок со стороны площади Коннетабля.

(С) Изображения взяты из каталога выставки для ознакомительных целей «Эгломизе и силуэт XVIII – XIX вв из частных собраний». Москва. 2013

Но несмотря на то, что техника получила широкое распространение только в XVIII-XIX веках, история её начинается еще со времён Древнего Египта и Древнего Рима, где изготавливались стеклянные сосуды с двойными стенками, между которыми располагался рисунок, гравированный по сусальному золоту. Примером такого изделия служит донышко стакана IV века нашей эры из Римских катакомб. 

Образец межстеклянного золочения,

донышко стакана IV века нашей эры

из Римских катакомб, здесь тоже процарапан рисунок. 

На Руси в XV-XVI веках тоже выполняли изделия в похожей технике, однако, они не обрели популярности . 

СМОТРЕТЬ ВИДЕО ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЭГЛОМИЗЕ
  • Сайт
  • Магазин
Яндекс.Метрика